20 августа 2020 года, в попразднство Преображения Господня и в день памяти обретения мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского, клирик монастыря святой Марии Магдалины иеромонах Алексий (Парчук) по благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Нектария, епископа Ливенского и Малоархангельска совершил «миссионерскую» Литургию в храме Покрова Божией Матери в селе Баранчик, Должанского района.
«Миссионерская» Литургия предусматривает разъяснение смысла и хода богослужения, действий и молитвословий с целью просвещения и дальнейшего воцерковления современных людей, считающих себя православными христианами.
Перед началом Литургии иеромонах Алексий обратился к присутствующим с проповедью, в которой рассказал о смысле и значении Божественной литургии и о том, что участие в этом богослужении составляет основу духовной жизни православного христианина. Отец Алексий напомнил, что λειτουργία в переводе с греческого означает «общее дело» и подчеркнул, что главной целью Литургии является совершение таинства Евхаристии (от греческого слова ευχαριστία — «благодарение»).
В ходе службы делались паузы, во время которых отец Алексий объяснял смысл происходящих действий и песнопений, их происхождение, раскрывал богословское содержание Божественной литургии.
Выбор места для разъяснения богослужения основан на святоотеческом наследии и литургическом предании Православной Церкви. Святитель Иннокентий Московский в своем «Наставлении священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру» пишет о необходимости хотя бы краткой проповеди перед началом всякого богослужения. Следующая возможная проповедь после евангельского чтения также освящена церковным преданием. Святой мученик Иустин Философ, описывая совершение евхаристического богослужения, подчеркивает значимость и необходимость проповеди после чтения Священного Писания.
Возможность произнесения поучений за богослужением основывается также на евхаристических беседах апостола Павла: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел… беседовал с ними и продолжал слово до полуночи» (Деян. 20, 7–11). Евхаристические беседы апостола Павла стали основой для развития литургического чина, в который вошла его доксологическая формулировка: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и причастие святого Духа…» (2 Кор. 13, 13). И третья возможность для произнесения поучения — время после пения запричастного стиха, когда в большинстве храмов и произносится проповедь.
Все присутствующие отметили, что пояснения помогут им лучше понять христианскую веру, что – то переосмыслить и стать истинными носителями Евангельских заповедей, и в каждый раз молясь на Божественной литургии будут помнить эти поучения.
Литургия стоит в центре христианства, а в центре Литургии – «Агнец, закланный от создания мира» (Откр. 13:8), или, как в другом месте сказано, «предназначенный еще прежде создания мира» (1 Пет. 1:20). Конечно, эти слова непостижимы, но пройти мимо них мы не можем. Это великая тайна даже для разума, уже просвещаемого благодатью, но она становится усвоенной истиной, живущей в сердце, преданного Христу, а Литургия — драгоценным сокровищем.
(20)